Доклад
по профилактика мошенничеств, совершаемых
с использованием средств мобильной связи и интернет – ресурсов
Интенсивное развитие телекоммуникаций и компьютерных технологий является главной чертой нашего времени. На сегодняшний день количество абонентов сотовых сетей в мире превысило 2,9 миллиарда человек. Однако системы сотовой связи стали привлекательны не только для обычных пользователей, но и для преступных элементов различного рода.
Появился новый вид криминальной деятельности, выражающийся в незаконном использованием сетей мобильной связи в целях завладения имуществом абонентов (физических лиц), а также конфиденциальной информацией, циркулирующей в этих системах, и негативном воздействии на их элементы.
Согласно статистическим сведениям в 2020 году на территории района имени Г. Мусрепова зарегистрировано 12 фактов мошенничеств, из них 5 интернет мошенничеств. АППГ 5 фактов. Рост на 100%.
При обмане преступники используют дезинформирование потерпевших, сообщение искаженных фактов, а также умолчание (несообщение) некоторых обстоятельств, имеющее значение для принятия правильного решения потерпевшим.
Данный вид преступлений регистрируется практически ежемесячно, а по Северо – Казахстанской области, ежедневно.
Наиболее распространён обман, связанный с требованием предоплаты за интернет-покупки.
23.01.2020г. житель с. Новоишимское, желая купит автомобиль через объявления «Колеса KZ», перевел «продавцу» денежные средства в сумме 200.000т.
Аналогичный факт мошенничества был зарегистрирован 23.10.2020г. житель с. Новоишимское по объявлению на сайте «Kolesa.kz» перечислил 130 тысячи тенге за коробку передач для автомобиля «БМВ Е60».
11.03.2020г. с заявлением в полицию обратилась жительница с. Новоишимское, о том что неизвестные лица, путем злоупотребления доверия оформили на нее онлайн-кредит «Тенго.КЗ» на сумму 250 000тг.
Аналогичный факт был зарегистрирован 11.12.2020г. жительница с. Привольное района имени Г. Мусрепова, через интернет связь передала свои личные данные неизвестному лицу, который злоупотребляя доверием оформил на нее кредит в размере 500 000 тенге.
26.11.2020г. с заявлением обратилась жительница с.Раисовка, района им.Г.Мусрепова, где просит принять меры в отношении Исабаева Серика Асанхановича, 25.05.1992г.р., прож. г.Атырау, Атырауской области, который путем обмана через приложение ОЛХ, завладел денежными средствами в сумме 440.000 тенге на покупку КРС. В ходе досудебного расследования установлено, что потерпевшая, денежные средства передала Исабаеву С.А. посредством мобильного приложения «Халык банк» путем перевода.
«Рост интернет-мошенничеств в Области составил на 29,4%. С начала года зарегистрировано 664 факта, из них окончено производством 262. Большая часть остаётся нераскрытой из-за сложности установления подозреваемых.
Большинство интернет-преступлений носят трансграничный характер: жертва находится в одном регионе, мошенник в другом, иногда в другой стране.
Хочется отметить, иногда преступники представляются по телефону службой безопасности банка и сообщают, что на банковских картах клиентов происходят сомнительные операции. Они просят продиктовать номер карты, трёхзначный СVV-код с её обратной стороны, а также код, поступивший в sms-сообщении. Впоследствии через интернет-банкинг с помощью полученных данных мошенники похищают средства, находящиеся на счетах жертв.
Между тем, чтобы защититься от мошенников, достаточно помнить, что нельзя сообщать посторонним лицам свои персональные данные, реквизиты банковских карт, ПИН-коды и кодовые слова.
Следует периодически проверять движение средств на своих счетах.
Не стоит производить предоплату за товар без проверки — как правило, мошенники отступают перед требованием предоставить видеообзор товара.
Способы совершения мошенничеств:
- розыгрыш призов. На мобильный телефон абонента звонит якобы ве-дущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник «призового отдела» и подробно объясняет условия игры: просит представиться и назвать год рождения; грамотно убеждает в честности акции (никаких взносов, переигровок и т.д.); спрашивает, может ли абонент причислить на свой номер некоторую сумму денежных средств, ссылаясь на то, что это является условием игры и данная сумма останется на счете его сим-карты, после чего звонящий говорит, что необходимо денежные средства перечислить на виртуальный «QIWI кошелек» указывает контактный номер телефон, по которому жертва после пополнения своего лицевого счета сим-карты должна связаться для получения приза. Пополнив баланс «QIWI кошелька» жертва созванивается со злоумышленником и в ходе разговора мошенник просит продиктовать жертву верхний и нижний цифровой ряд, присланный на телефон жертвы sms – уведомлением. На самом же деле, первый ряд цифр указанных в sms является паролем от данного «QIWI кошелька», а второй ряд цифр является паролем, для отключения sms-оповещения операций с данным «QIWI кошельком».
- платный код. На мобильный телефон жертвы поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
- штрафные санкции оператора. Звонящий на мобильный телефон злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает жертве, что она сменила тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс- оплаты и сообщив их коды.
- ошибочный перевод средств. Абоненту поступает ложное sms-сообщение о поступлении денежных средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет и просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом».
- звонок на горячую линию экстрасенсов. В настоящее время в сети «интернет», а так же на платных каналах телевидения все больше и больше появляется объявлений от всевозможных магов и целителей. Экстрасенсы обещают по телефону вылечить от всех болезней, снять порчу, предсказать будущее и т.д. Жертва звонит по номеру телефона указанному в объявлении, после чего злоумышленник представляется экстрасенсом, как правило, из наиболее известных телепередач. Злоумышленник предлагает изначально пройти тестирование онлайн. После этого экстрасенс сообщает, что у жертвы плохая аура или наложена порча. Жертва, как правило, просит помочь с исцелением, и тогда злоумышленники оставляют контактный номер телефона, по которому жертва может с ними связываться для сеансов. Далее мошенники используют исключительно навыки психологии. Постоянно осуществляют контакт с жертвой, производят мнимые, порой смешные сеансы. Изначально злоумышленники рассказываю жертве, что их сеансы совершенно бесплатные и потом в ходе дальнейшего общения начинают просить от жертвы денежного вознаграждения, для дальнейшего проведения сеансов. После чего жертва уже без малейших сомнений переводит указанные мошенниками денежные средства на различные лицевые счета мошенников.
- поиск объявлений мошенники осуществляют поиск объявлений в сети Интернет о намерении граждан совершить дорогостоящие сделки (продажа недвижимости, автомобилей и т.п.). После чего по телефону связываются с потенциальными потерпевшими, и, выступая в роли покупателей, под предлогом необходимости перевода на банковский счет гражданина залоговых денежных средств получают информацию от последнего о реквизитах его банковской карты.
- работники банка мошенники, представляясь работниками банков, путем обмана или злоупотребления доверием вынуждают потерпевших делать переводы или сообщать реквизиты их банковских карт с целью последующих хищений денежных средств. Так, например, потерпевшие получали смс, в которых сообщалось о том, что их банковская карта заблокирована, и указывался номер телефона, на который необходимо срочно перезвонить. Доверчивые граждане перезванивали по указанному номеру, где им отвечал неизвестный, представлявшийся сотрудником службы безопасности банка. В ходе беседы мужчина объяснял, что для отключения блокировки необходимо пройти к ближайшему банкомату.
Данные перечень мошенничеств, совершаемый с использованием средств мобильной связи далеко не исчерпывающий, с каждым днем злоумышленники разрабатывают все новые и новые преступные схемы обмана граждан.
Призываем людей быть бдительными и оберегать свои конфиденциальные данные.
Вкратце, хотел довести еще о наиболее распространенных способах совершения мошеннических действий.
Штаб ОП